Наталья Мелёхина

Наталья Мелёхина

Живёт в Вологде

Журналист, прозаик

Победитель конкурса «Вологодская книга – 2018»

Дипломант XI международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (2020 год)

Эксперт X форума-фестиваля 2020 года

Два литературных форума

Так получилось, что тексты участников «Капитана Грэя» я читала практически одновременно с текстами, поступившими на семинар молодых авторов в рамках Беловских чтений. Между этими событиями 1132 км в пространстве (именно столько отделяет Мурманск от Вологды по прямой) и всего лишь три дня во времени («Капитан Грэй» состоялся 17-18 октября, а семинар в рамках Беловских чтений – 20-21 октября).

В таких обстоятельствах поневоле начнешь сравнивать прозу и поэзию «мурманского» и «вологодского» форумов, и, на мой взгляд, между ними много общего. Во-первых, уровень прозы и в Мурманске, и в Вологде показался мне выше, чем уровень поэзии. Так на «Капитане Грэе» мне особенно запомнился один поэт – Андрей Кулюкин (Североморск), и на Беловских чтениях тоже один – Александр Лошкарев (Липецк). В их творчестве есть нечто общее – какой-то общий мотив бесприютности, одиночества, но и неяркого, подспудного душевного возрождения. Сравните, вот отрывок из стихотворения Андрея Кулюкина «Дворовый звонарь»:

Убогая жизнь у бродяги
Хоть в март, хоть в июль, хоть в январь.
Бутылками в мусорном баке
Трезвонит дворовый звонарь.

Дзинь-дзинь! В небе утро зевнуло.
Дзинь-дзинь! Просыпайся, народ.
Дежуривший ночью, сутулый
Фонарь с укоризной кивнёт.

А вот это стихотворение Александра:

У помойки раскурив окурок,
бросив звон вчерашнего вина,
к магазину топаю понуро –
плоть от плоти – странная страна,
что трезвоном новых колоколен
глушит боль развалов и утрат.
...Солнца свет приветлив и спокоен,
и никто ни в чем не виноват.

Среди прозаиков на обоих семинарах не было откровенно слабых работ. В общем-то, все авторы, что называется, «умеют писать», т.е. азы писательского ремесла всеми усвоены. Другое дело, что каждый применяет эти азы в меру своего таланта и художественных задач, то есть осталось только добиться, чтоб ремесло стало по-настоящему искусством. И опять невольно наблюдала общие черты.

Так и в Вологде, и в Мурманске лучшие произведения были основаны на фольклоре и культурном наследии Русского Севера. На «Капитане Грэе» – это тексты Ирины Соляной (Воронежская область), чей «Сказ о казаке Пахомии» и «Одно лето» совершенно меня покорили. На Беловских чтениях – тексты Дарьи Москвиной (Санкт-Петербург) «Сонная пластинка», «Тихоня» и «Лебяжья тропа». Что любопытно, и Дарья, и Ирина использовали один и тот же художественный прием: постарались вписать сказку в рассказ. У Дарьи сказка про Вассу и белую медведицу «спрятана» внутри рассказа «Лебяжья тропа», у Ирины сказка про казака Пахомия тоже «спрятана» в текст, описывающий реальность.

Среди текстов «Капитана Грэя» встретились эпатажные на уровне приятия и неприятия рассказы Григория Шокина (Мурманск) «Мусорщики» и «Вдоволь», а на Беловских чтениях – не менее вызывающая и дерзкая повесть Ильи Выговского (Владивосток) «Римшот для тунца». Кстати, на обоих форумах авторы обратились к теме пандемии, к проблемам общества потребления, остро обозначили одиночество молодого героя в урбанистическом мире. О чем говорят нам эти параллели? О том, что «молодая литература» в разных городах развивается, кажется, очень похожими путями.

Единственное отличие: на Беловских чтениях в этом году почему-то преобладали произведения, так или иначе касающиеся темы детства (из 46 работ – 25). Я задумалась: это совпадение такое просто? Авторы из разных городов России случайно отдали предпочтение тематике детства во всех её вариантах? Честно сказать, я в том, что касается искусства, в случайности не верю. Возможно, так проще сейчас: из мира реального, жестокого, несправедливого, полного насилия и страха, уйти в мир вымышленный (сказки, фэнтези), или детский (ну что с ребенка возьмёшь?), или спрятаться от болезненных проблем в уютный кокон детских воспоминаний. Впрочем, это только мое личное предположение.

Однако ужасно хочется ярких работ. Ужасно хочется увидеть автора, который, ничего не боясь, пишет о жизни, размышлениях и переживаниях современного молодого человека в наши дни, и пусть даже ребенка, но пусть это был бы не гладкий текст, пусть ершистый и даже бунтарский, как бы я была ему рада!

И, конечно, просто необходимы такие события, как «Капитан Грэй» и семинар молодых авторов на Беловских чтениях. Я предлагаю авторам-участникам этих форумов познакомиться с произведениями друг друга, чтоб увидеть и оценить свое творчество в общей картине молодой литературы страны. Тексты участников из Вологды можно почитать здесь: https://centr-belova.ru/belovskie-chteniya/literaturnyj-seminar/1340-raboty-finalistov-literaturnogo-seminara-2020.

Copyright © 2020 Наталья Мелёхина